Телефон:

+86-997-2595269

ПН-ПТ: ООО Синьцзян Гуаншэньюань Новые Строительные Материалы

Тенденции развития инфраструктурных проектов Китая и России в будущем

 Тенденции развития инфраструктурных проектов Китая и России в будущем 

2025-08-12

Ниже представлен комплексный анализ тенденций развития сотрудничества между Китаем и Россией в сфере инфраструктуры на основе последних данных, охватывающий такие области, как транспорт, энергетика, цифровая инфраструктура и региональное взаимодействие:

🚆 1. Ускорение развития морских и сухопутных перевозок по арктическому маршруту

Нормализация эксплуатации Северного морского пути

  • «Арктический экспресс № 1» — морско-железнодорожный мультимодальный транспорт: запуск в июле 2025 года, соединяет Москву и китайские порты, протяженность маршрута — 13 000 км, время доставки сокращается до 25 дней (на 10 дней меньше, чем по традиционному маршруту).
  • Техническое обеспечение: совместный китайско-российский флот атомных ледоколов обеспечит круглогодичное судоходство, система навигации «Боду» повысит точность навигации до сантиметрового уровня, а в 2025 году период судоходства будет продлен до 8 месяцев.
  • Расширение грузовых перевозок: типы грузов расширены с энергоносителей до контейнеров, автомобилей и высокоточное оборудование, в первой половине 2025 года будет перевезено более 20 000 стандартных контейнеров.

Связь Дальневосточной железной дороги с портами

  • Железнодорожный узел Тунцзян: в 2025 году будет завершено расширение, годовая грузоподъемность увеличится до 30 млн тонн, будет обеспечено соединение с восточным портом Северного морского пути, что позволит осуществлять мультимодальные перевозки угля, древесины и других ресурсов по железной дороге и морем.
  • Канал для совместного использования речных и морских перевозок: в 2026 году планируется открыть маршрут «Сунцзян-Хэйлунцзян-Эрхольхский океан», соединяющий внутренние речные порты северо-востока Китая с российским портом Зарубино, с целевым годовым объемом перевозок 5 млн тонн.

🔋 2. Глубокая интеграция энергетической инфраструктуры

Нефте- и газопроводы и электрические сети

  • Проект газопровода «Западная линия»: переговоры вступили в заключительную стадию, подписание соглашения ожидается в 2025 году, масштабы проекта сопоставимы с предыдущим проектом «Восточная линия» стоимостью 400 млрд долларов США.
  • Сотрудничество в области электроэнергетики: введены в эксплуатацию вторая линия нефтепровода «Нефтепровод Китай-Россия» и газопровод «Восточный газопровод», ведется модернизация трансграничной электросети, расширяется торговля углем и
  • Сотрудничество в области возобновляемых источников энергии: расширение сотрудничества в области ветровой и фотоэлектрической энергетики, а также в сфере энергетического оборудования с целью снижения

Разработка атомной энергии и новых источников энергии

  • Совместное строительство атомных ледоколов: Китай и Россия инвестируют 12 млрд долларов в строительство 10 ледоколов на СПГ-двигателях, которые начнут курсировать по арктическим маршрутам с 2026 года.
  • Проект «Дальневосточный энергетический проект»: российская «международная зона передового развития» привлекает китайские инвестиции в расширение порта (например, инвестиции в новый контейнерный терминал в порту «Восточный» в размере 4,5 млрд долларов США).

🌐 3. Трансграничная интеллектуальная инфраструктура и интеграция отраслей

Международный центр сотрудничества «Восточные ворота»

  • Позиционируется как платформа для взаимодействия между «Один пояс, один путь» и Евразийским экономическим союзом. Первый этап проекта будет запущен в 2025 году и включает:
  • Интеллектуальная модернизация пограничного пункта пропуска (пограничный пункт пропуска «Забайкальск»)
  • Трансграничный автомобильный мост (пропускная способность 5000 автомобилей в сутки)
  • Специальная железнодорожная линия Маньчжурия (годовая пропускная способность 15 млн тонн).

Цифровая инфраструктура и взаимодействие отраслей

  • Интеграция навигационных систем: совместное производство оборудования систем «Беidu» и «Глонасс» для повышения точности навигационных услуг.
  • Интеллектуальное производство и логистика: сотрудничество китайских и российских предприятий в области разработки технологий AR и Интернета вещей, расширение рынка Центральной Азии на базе демонстрационной зоны ШОС.
  • Поддержка трансграничной электронной коммерции: цифровой юань и российская платежная система «Мир» взаимосвязаны, что позволяет избежать рисков расчетов в долларах США.

🏗️ 4. Инновации в области городской инфраструктуры и транспортного строительства

Строительство метрополитена и городских транспортных узлов

  • Проект строительства Московского метрополитена: китайские компании строят станции «Мичуринская» (с элементами традиционной китайской культуры) и «Кленовый проспект», впервые внедряя китайскую технологию проходки тонкослойных тоннелей на европейском рынке.
  • Развитие территории над метро: китайская компания подписала контракт на строительство комплекса над метро в России, продвигая интегрированную модель «транспорт + коммерция».

Мосты через границу и модернизация пограничных пунктов пропуска

  • Автомобильный мост через реку Черную в Ближнем Ближнем: в 2025 году ожидается резкий рост грузопотока, что станет стимулом для перехода российского пограничного пункта на круглосуточный режим работы и привлечения инвестиционных проектов.
  • Упрощение таможенного оформления: введение в экспериментальном порядке системы «единой карты» для упрощения таможенного оформления, охватывающей пассажирские транспортные средства, с целью развития приграничного туризма (целевой показатель – 500 тыс. туристов в год).

⚙️ 5. Инновации в системе и обеспечение финансирования

Углубление расчетов в национальной валюте

  • К 2025 году доля расчетов в национальной валюте в двусторонней торговле превысит 95% (доля юаня составит 65%), а доля расчетов в юанях в торговле энергоресурсами достигнет 82%.
  • Российский фонд прямых инвестиций увеличил долю активов в юанях, укрепив финансовую устойчивость.

Политическая и правовая поддержка

  • «Соглашение о взаимной защите инвестиций» (подписано в 2025 году): определение налоговых льгот и приоритета в разрешении споров для проектов в Арктике и на Дальнем Востоке.
  • Механизм совместного предприятия: создание «Северного логистического коридора» (доля участия Китая и России составляет 51% и 49% соответственно) для координации развития и эксплуатации судоходного маршрута.

📊 Обзор основных проектов сотрудничества между Китаем и Россией в сфере инфраструктуры

В следующей таблице приведены основные области сотрудничества и ход реализации проектов:

Области сотрудничества Ключевые проекты и содержание Прогресс и планы Стратегическое значение
Арктический мультимодальный транспорт «Арктический экспресс № 1» морско-железнодорожный мультимодальный перевозки Открытие в июле 2025 года, протяженность 13 000 км. Сокращение времени доставки грузов между Азией и Европой на 30%, целевой объем перевозок в 2030 году — 100 млн тонн.
Энергетическая сеть Западный газопровод, атомный ледокол Подписание контракта в 2025 году, 10 судов вводятся в эксплуатацию с 2026 года Обеспечение судоходства в Арктических морских путях, повышение экспортного потенциала СПГ на 30%
трансграничный узел Центр сотрудничества «Восточные ворота» (пограничный пункт + железная дорога + промышленность) Начало строительства в первом квартале 2025 года, полное введение в эксплуатацию в 2030 году. Увеличить двусторонний товарооборот на 30%, содействовать интеграции в Северо-Восточной Азии
Цифровая инфраструктура Производство оборудования для систем навигации «Бедтоу»/«Глонасс», подключение к системам цифровых платежей Совместная разработка, подключение пилотной платежной системы Снижение влияния западных санкций, повышение технологической независимости
городской транспорт Проект станции метро в Москве и надземного сооружения, трансграничный автомобильный мост между Китаем и Россией Строительство станции метро завершено, автомобильный мост открыт для круглосуточного движения Вывод китайских стандартов в области инфраструктуры на международный уровень для содействия региональному взаимодействию

💡 Резюме тенденций и вызовы

Стратегическое значение:

  • Создание «Шелкового пути на льду» в качестве альтернативы Малаккскому проливу для укрепления независимости цепочки поставок между Азией и Европой.
  • Совместное освоение ресурсов редкоземельных элементов в Арктике посредством развития инфраструктуры (цель на 2030 год — 15 % мирового предложения).

Основные вызовы:

  • Технические проблемы: экстремальные климатические условия Арктики требуют материалов, устойчивых к низким температурам (например, в настоящее время ведется разработка покрытия для рельсов, выдерживающего температуру до минус 50 °C).
  • Геополитические риски: США и Запад усиливают военное присутствие в Арктике, Китай и Россия планируют начать совместные учения по сопровождению судов в 2025 году.
  • Замедление темпов роста: в 2024 году темпы роста двусторонней торговли снизятся до 1,9%, необходимо переориентироваться на сотрудничество в областях с высокой добавленной стоимостью (таких как аэрокосмическая промышленность, искусственный интеллект).

В будущем сотрудничество между Китаем и Россией в сфере инфраструктуры перейдет от «расширения масштабов» к «повышению качества». Благодаря технологическому сотрудничеству и институциональным инновациям будет создана многомерная сеть, охватывающая энергетику, логистику и цифровые технологии, которая станет для развивающихся стран моделью сотрудничества в сфере инфраструктуры, позволяющей отказаться от доллара США.

Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение